Тонкое искусство компрессии вокала
Проблема:
Вокальный трек плохо «сидит» в миксе. Он кажется либо слишком
громким, либо слишком тихим в разных местах микса и не имеет
достаточной плотности. Решение:
Сжать динамический диапазон трека, т.е. уменьшить разницу между
самыми громкими звуками (пиками сигнала) и средним уровнем сигнала
трека. Это даст больший контроль как над «посадкой» вокала в миксе,
так и над получением более плотного, «пробивного» звука. Это также
позволит увеличивать общую громкость трека до тех пор, пока пики
сигнала не «съедят» запас канала по перегрузке. Потенциальные опасности:
Вы получите контроль над плотностью и динамическим диапазоном
звука, но высокие частоты зазвучат вяло, звук станет пустым и
безжизненным, кроме того вы можете услышать «дыхание» компрессора,
когда он срабатывает. Последовательность действий.
- Направьте вокальный трек на вход компрессора, используя разрывы
(inserts) в каналах микшера, но не дополнительные посылы и возвраты.
Это позволит обрабатывать входной сигнал, а не микшировать
компрессированный сигнал с оригинальным «сухим» сигналом.
- Установите порог срабатывания в 0 ДБ, степень компрессии 2,5
: 1, атаку 10 мсек, отпускание (release) 150 мсек. Усиление должно быть
установлено в 0 ДБ. Если компрессор имеет режимы Soft knee и Hard knee,
выберите Soft knee.
- Включите фонограмму и слушайте внимательно. Прослушивая звук
с выхода компрессора, медленно уменьшайте порог, покуда не отметите
компрессию в аудио. Большинство компрессоров снабжены индикаторами,
которые показывают наличие компрессии. Значения порога часто находятся
в диапазоне меду -5ДБ и -20 ДБ, но это зависит от уровня записи аудио и
его динамического диапазона.
- Переключите компрессор в режим обхода и сравните
компрессированный сигнал с исходным. Может потребоваться добавить
усиление, чтобы сбалансировать уровни обоих сигналов. Регулируйте порог
срабатывания компрессора до тех пор, пока не найдете самый идеальный
звук — с уменьшенным динамическим диапазоном, но не безжизненный от
чрезмерной обработки.
- Если вам необходимо больше компрессии или вы хотите еще
уплотнить звук, попытайтесь медленно увеличивать степень компрессии
Ratio, постоянно сравнивая обработанный сигнал с исходным. Значения
степени компрессии часто лежат между 2:1 и 8:1. Чрезмерная компрессия
делает звук пустым и безжизненным, так что слишком не увлекайтесь.
- Если вы слышите «накачку» компрессора между словами или
фразами, попробуйте увеличить время отпускания и/или поднять порог
срабатывания. Если атака звука кажется смазанной и теряется артикуляция
отдельных слов, попробуйте увеличить время атаки и/или уменьшить
степень компрессии. Помните, что компрессор может быть вашим другом или
вашим злейшим врагом. Постоянно сравнивайте обработанный сигнал с
оригинальным, чтобы знать какой эффект вызывают ваши регулировки
параметров компрессии.
Сравнивайте звучание вокала с самим собой и в миксе. Использование
компрессора — это искусство балансирования между компрессией, которая
может помочь уплотнить и улучшить разборчивость вокального трека и
компрессией, которая может нарушить баланс частотного диапазона,
добавить артефакты и сделать звук безжизненным. Практика даст вам опыт
и вы будете легко устанавливать нужные значения параметров компрессии,
которая необходима для вашей музыки. Необходимо также помнить, что, как
и любой процессор, различные компрессоры имеют различное звучание, так
что слушайте и выбирайте для обработки вокала лучший из имеющихся.
© Подготовил: Василий Воробьев
|